ВИЧ и Адвокация. Мировой опыт

США

Тридцать четыре американских штата и две территории имеют ВИЧ-специфические уголовные законы, многие из которых являются расплывчатыми, без умысла причинить вред, не согласуются с ВИЧ научными знаниями, и/или чрезмерно широки. Вместо того чтобы криминализировать передачу ВИЧ, большинство из этих статей криминализируют поведение, что может или не может (а в некоторых случаях определенно не может) послужить риском передачи ВИЧ-инфекции.

Некоторые незаконные практики, которые не несут в себе существенного риска причинения вреда (например, обмен игрушками для секса, плевки, оральный сексом) и другие — подвергаются уголовной ответственности за неразглашение известного ВИЧ-положительного статуса, независимо от того, использовался ли презерватив или другие методы, снижающие риск заражения.

В некоторых штатах США, где отсутствуют ВИЧ-специфические законы (и даже в тех, где подобные законы существуют), продолжают использовать для уголовного преследования по широкому спектру ситуаций, как связанных с сексом, так и нет —  различные варианты статей, относящихся к нападениям, убийствам или даже антитеррористические законы.

За последние 18 месяцев наблюдается увеличение прилагаемых усилий для расширения внутренней доказательной базы. К ним относятся:

  • «Штат за штатом, уголовные законодательства, применяемые для преследования людей с ВИЧ» (Центр права и политики в вопросах ВИЧ) — каталог государственных законов, применяемых для преследования людей, живущих с ВИЧ в связи с подверганием заражению и передачей инфекции. Представленные в документе диаграммы отображают: тип криминогенного поведения; в каких штатах и на каких территориях действуют ВИЧ специфические уголовные статьи и/или общие ИППП уголовные статьи; были ли использованы случаи регистрации обвиняемого как преступника на сексуальной почве, и использовались ли вообще не ВИЧ специфические законы уголовного преследования лиц с ВИЧ.
  • «Судебное преследование и аресты лиц, подвергающих заражению и передающих ВИЧ в Соединенных Штатах, 2008-2013 годы» (Центр права и политики в вопросах ВИЧ и проект Positive Justice Project) — сопоставлены 156 уголовных преследования людей за подвергание риску заражения или передачу ВИЧ и государственные законы, чтобы обеспечить наглядный пример уголовных преследований по данной тематике в США между 2008 и 2013гг. Диаграммы отображают перечень конкретных составов преступлений, показывая, какие штаты и территории имеют ВИЧ-уголовные статьи, общие ИППП уголовные статьи или общие статьи уголовного права, и осуществляется ли регистрация сексуального преступника. Диаграммы  также описывают то, какой тип поведения считается преступлением, в том числе уголовные преследования за укусы и плевки, где подвергание риску передачи/передача ВИЧ вряд ли или вообще невозможна.
  • Sero Project Freedom of Information (FOI — о свободе информации) стратегия включала подачу более 2000 FOI запросов с местными прокурорами по всей территории Соединенных Штатов в стремлении раскрыть ряд обвинений, которые были поданы в рамках ВИЧ специфических статей штатов. Этот процесс позволил выявить более 1000 обвинений на сегодняшний день. Данный процесс показал, что лишь немногие штаты имеют централизованные отчеты, которые требуются к подаче в отдельных округах и прокурорских районах. Системы учета не согласованы между юрисдикциями, так ведутся работы по поощрению правозащитников проводить анализ на штатной основе. Отчеты были доступны для независимых исследователей и некоторых органов печати.
  • «Сравнение вынесенных приговоров по ВИЧ в Соединенных Штатах» (Центр права и политики в вопросах ВИЧ) — сравнивает схемы вынесения приговоров в США при рассмотрении дел, связанных с подверганием риску заражения/передачи ВИЧ с вынесением приговоров по делам, связанным с вождением в нетрезвом виде, с исчезновением с места аварии, убийством на дороге при автомобильной аварии. График показывает, что наказания за преступления, связанные с ВИЧ, чаще более тяжелые, несмотря на то, что заражение ВИЧ часто включает в себя минимальное или низкое причинение вреда.

The Positive Justice Project (PJP) основан в сентябре 2010 года, и координируется Центром права и политики в вопросах ВИЧ — является национальной коалицией организаций и физических лиц, в том числе людей, живущих с ВИЧ или людей с наибольшим риском заражения ВИЧ, тех, кто был арестован или преследовался судом, медицинских работников и представителей здравоохранения, общественных деятелей, правозащитников, юристов, представителей правоохранительных органов, секс-работников, социологов и других лиц, работающих на то, чтобы остановить криминализацию ВИЧ в Соединенных Штатах.

PJP принимает участие в создании правозащитной политики на федеральном уровне и на уровне штатов, в создании необходимых для этого ресурсов, поддерживает местных правозащитников и юристов, работающих над ВИЧ уголовными делами, принимает участие в обеспечении образовательных программ, организации и мобилизации сообществ и политиков в Соединенных Штатах.

До создания PJP правозащитное и лобби сообщество помогло убедиться в том, что в  Национальную Стратегию по ВИЧ/СПИДу (NHAS) были включены рекомендации для штатов пересмотреть ВИЧ-специфические законы, которые, как отмечено, «идут вразрез с научными данными о путях передачи ВИЧ и могут подорвать достигнутые цели по обеспечению общественного здравоохранения, продвижению скрининга и лечения ВИЧ».

С момента создания PJP многое было достигнуто его членами — которые работают как в сотрудничестве, так и индивидуально — с точки зрения создания более широкого признания проблем криминализации ВИЧ в Соединенных Штатах, в том числе:

  • В марте 2011 года National Alliance of State and territorial AIDS Directors (Национальный альянс государственных и территориальных директоров по СПИДу) выпустил заявление, поддерживающее рекомендации как PJP, так и NHAS, отметив, что: «криминализация ВИЧ подрывает нашу самую основную цель по профилактике ВИЧ и сексуального здоровья, и порождает невежество, страх и дискриминацию в отношении людей, живущих с ВИЧ».
  • В феврале 2012 года Pride at Work единогласно проголосовали в их ежегодной конвенции за то, чтобы признать криминализацию ВИЧ в качестве приоритета в обучении своих членов и союзников, отмечая то, что в первый раз организация труда в США рассмотрела криминализацию ВИЧ. В нем говорится: «Обучать наших членов и союзников по вопросам ЛГБТ и криминализации ВИЧ/СПИДа в США и за рубежом, которые создают барьеры для качественной медицинской помощи, создания стигмы, и что обезличивает работников лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов».
  • В июле 2012 PJP выпустила свое единодушное заявление, которое взывает на федеральном уровне и уровне штатов к чиновникам модернизировать уголовное законодательство и политику и устранить ВИЧ специфические статьи. В заявлении требуют, чтобы законы и практики были модернизированы, чтобы отражались текущие научные знания о ВИЧ.
  • В октябре 2012 года, Ассоциация ВИЧ медицины общества инфекционных болезней Америки, которая представляет врачей, ученых и других специалистов в области здравоохранения на всей территории Соединенных Штатов, выступили с решительным заявлением, призвав:

— «Положить конец карательным законам, которые выделяют ВИЧ-инфекцию и другие ИППП, и которые налагают несоответствующие наказания за якобы не разглашение, подвергание риску заражения и передачу ВИЧ;

— Вся государственная и федеральная политика, законы и правила должны основываться на научно точной информации о путях передачи ВИЧ и риска;

— Федеральный пересмотр всех федеральных законов и законов штатов, их политики и правил, относящихся к уголовному преследованию лиц за ВИЧ-преступления. Необходимо смягчить последствия этих законов, в том числе отменить их, или создать руководства для коррекции подобной политики;

— содействие просвещению и пониманию того, что статьи криминализации и судебное преследование по ВИЧ несет в себе уничижительное воздействие и негативные последствия для общественного здоровья».

  • В январе 2013 года Консультативный совет Президента по ВИЧ / СПИДу (PACHA) принял резолюцию, которая призывает отменить федеральные ВИЧ специфические уголовные законы и судебные преследования и ВИЧ специфические уголовные законы и судебные преследования в штатах. Среди прочего, в резолюции:

— департаментам юстиции и здравоохранения, социальным службам рекомендуется предложить методические рекомендации и стимулы для устранения ВИЧ специфических законов.

— Рекомендуется разработать руководящие принципы для понимания того, как подойти к рассмотрению ВИЧ в уголовных и гражданских системах правосудия «в соответствии с существующим лечением и рисками для здоровья и безопасности».

— Просьба к федеральные властям и властям штатов пересмотреть дела осужденных на основании таких законов и отменить обвинения, если это будет сочтено целесообразным.

— Центры по контролю и профилактике заболеваний призываются к тому, чтобы они «выпустили четкое заявление о растущих доказательствах, что криминализация и наказание по теме ВИЧ контрпродуктивны и подрывают нынешние приоритеты в вопросах тестирования и профилактики ВИЧ».

The Sero Project, основанный в 2012 году, стал первой национальной организацией, посвятившей себя прежде всего борьбе с несоответствующим уголовным преследованием людей с ВИЧ по вопросам неразглашения их ВИЧ-статуса, подвергания риску заражения или передачи ВИЧ. Работа организации включает в себя проведение оригинальных исследований, работу по повышению уровня информированности общественности при помощи людей с ВИЧ, которые были уголовно наказаны,  для создания сети сторонников, которые могут говорить «из первых рук» о последствиях криминализации на их жизнь.

Целями правозащитной работы организации является увеличение политической воли для решения вопросов, связанных с криминализацией ВИЧ, а также попытка отменить ВИЧ специфические законы, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

В сентябре 2011 года, Калифорнийский конгрессмен Барбара Ли представила Постановление HR 3053, «отменить действующую политику, стимулирующую и разрешающую легальную ВИЧ дискриминацию», «отменить закон ВИЧ Дискриминации», или «постановление ОТМЕНА», которое требует пересмотра всех федеральных законов и законов штатов, их политики и правил, касающихся уголовного преследования лиц в связи с ВИЧ преступлениями.

Постановление ОТМЕНА стало первым постановлением, принятым по вопросу о криминализации ВИЧ в Соединенных Штатах, и создало стимулы для государства — изучить вопросы отмены или реформы законов и практик, связанных с криминализацией ВИЧ.

Хотя Постановление ОТМЕНА не было принято, оно было поддержано 41 лицом.

Постановление с тех пор было пересмотрено и вновь было представлено в мае 2013 года с поддержкой обеих партий.

Айова недавно стал первым штатом, принявшим законодательство, которое изменит его 1998 ВИЧ-специфический закон, который в настоящее время позволяет применять наказание сроком 25 лет тюремного заключения и пожизненную регистрацию обвиняемого, как преступника на сексуальной почве. В этом штате было осуществлено по меньшей мере 25 уголовных преследований и вынесено 15 обвинительных приговоров в соответствии с этим законом, в том числе дело Ника Роадса, чья апелляция будет слушаться в Верховном суде штат Айова в 2013 году.

Лоббирование широкой коалицией активистов, возглавляемой Сообществом ВИЧ /Правозащитниками гепатита Айовы (CHAIN), кафедрой NASTAD, Рэнди Майером (начальником Бюро ВИЧ, ИППП и гепатитов Департамента здравоохранения Айовы) привело к тому, что в феврале 2013 было произведено ознакомление Сената с Файлом 215 сенаторов Стив Соддерса и Мэтт МакКой, которые предлагают модернизацию закона.

Предлагаемые изменения в законодательство принимают во внимание фактический риск ВИЧ, методы снижения риска, учет того, действительно ли передача произошла, и рассмотрение двух состояний  — злого умысла и грубого пренебрежения. Предлагается ввести максимальное наказание за передачу ВИЧ с намерением — десять лет тюремного заключения. Наказание за подвергание риску заражения с намерением — не более пяти лет тюрьмы. У предложений есть поддержка от специалистов в области здравоохранения, правозащитных групп по ВИЧ/СПИДу, правоохранительных органов, Канцелярии Генерального прокурора Айовы, а также от местных СМИ.

В марте 2013 года закон прошел инстанции юридического комитета Сената штата, 11 к 2, включая всех из семи демократов и четырех из шести республиканцев, демонстрируя тем самым возможности двухпартийной поддержки к прилагаемым усилиям.

Обращение внимания на правовые процессы и соблюдение правопорядка

Принципы надзора за соблюдением правопорядка, порядок действий и культуры поведения кадровых ресурсов также влияют на вероятность случаев судебного разбирательства и рассмотрения в судах дел по вопросам не разглашения ВИЧ статуса, подвергания заражению и распространения ВИЧ, как и опыт обвиняемых и свидетелей. Обвинители влияют не только на такие вопросы, как: приступать ли к рассмотрению подобных случаев, но и на то, как эти рассмотрения протекают. Квалификация и компетентность юристов, судей и магистратов непосредственно влияет на ход и исход случаев – оказывая воздействие на контроль и анализ доказательств, инструкции к жюри, на вынесение приговора, и будущие судебные рассмотрения — за счет использования прецедентов. В то время как судебное преследование должно проводиться «в интересах общества», общественный интерес не всегда четко определен.

В многочисленных установках правозащитники пытались влиять и улучшать правовые процессы при помощи ряда различных способов. Их работа включала: лоббирование развития сильных судебных принципов, ограничивающих применение уголовного закона в отношении случаев неразглашения ВИЧ статуса, подвергания заражению или передачи инфекции; проведение научных исследований на базе сообществ о последствиях криминализации ВИЧ; создание официальных заявлений и других материалов, чтобы помочь просветить представителей системы уголовного правосудия по темам, связанным  с риском ВИЧ, его вредом и доказательствами, а также с возможными негативными последствиями для здоровья населения при использовании несоответствующих обвинений и преследований в судебном порядке; и предоставление экспертных доказательств для оказания влияния на исход отдельных случаев (и любых прецедентов, которые они устанавливают).