ВИЧ и Адвокация. Мировой опыт

Норвегия

Закон 1902 об инфекционных заболеваниях, пункт 155 Уголовного кодекса Норвегии, часто упоминается как «параграф ВИЧ»​​, так как он, прежде всего, был использован для уголовного преследования дел, связанных с потенциальным или предполагаемым подверганием заражению или передачей ВИЧ. Ни согласие на секс ВИЧ-отрицательного партнера с ВИЧ-положительным, ни «безопасный секс» — не являются исключением в данном случае. Этот закон потенциально подвергает криминализации любые сексуальные действия людей с ВИЧ.

Хотя новый уголовный кодекс был принят в 2005 году, и в него был добавлен пункт об использовании защиты для обеспечения «безопасного секса» и согласие на секс для партнера, он не был установлен в законодательном порядке в связи с критикой со стороны многих организаций по защите прав человека и ВИЧ в Норвегии, а также на международном уровне, как чрезмерно драконовский и лицемерный, учитывая международно-признанную роль Норвегии в качестве защитника международного права в вопросах прав человека.

Правозащитные организации гражданского общества HIV Norway и HIV Manifesto добились результатов в своем давлении на норвежское правительство, в итоге чего в декабре 2010 года была создана Правовая комиссия. Комиссия состояла из двенадцати членов, включая медицинских работников и практикующих юристов, ученых и академиков с опытом работы в сексологии, этике и в области прав человека, а также представители организаций  HIV Norway и HIV Manifesto.

Тем не менее, рекомендации Комиссии, как указано в их докладе за октябрь 2012 года, разочаровали правозащитников. Большинство членов Комиссии предложили ввести уголовную ответственность за секс без презерватива независимо от того, происходит ли подвергание заражению или передача инфекции. Единственная защитная аргументация, прописанная в предложенном законопроекте, касается  ВИЧ-отрицательного партнера, который может дать свое полное и информированное согласие на незащищенный секс с ВИЧ-положительным партнером при свидетельствовании  медицинского работника.

Мнения членов Комиссии разделись в вопросе того, должна ли передача инфекции от человека к человеку регулироваться специальным уголовным законом, как это происходит в настоящее время (раздел 155 1902 Уголовного кодекса). Один из членов полагает, что это раздел должен быть отменен, и что никакой новый раздел не должен быть добавлен к Уголовному кодексу 2005 года, и что положения Уголовного кодекса, уже принятые в 2005 году — не должны вступать в силу.

Остальные 11 членов заявили, что наиболее целесообразно иметь отдельное уголовное положение о прямой и косвенной передаче от человека к человеку серьезных инфекционных заболеваний, в том числе посредством полового акта. Это предлагается сделать в рамках проекта раздела 237 о передаче инфекции Уголовного кодекса 2005 года. Отдельное положение такого рода позволяет ввести в текст устава, безнаказанность в тех случаях, когда ответственное поведение имело место быть с точки зрения борьбы с инфекционными болезнями, а также установить правила того, когда согласие не будет освобождать лицо от уголовной ответственности. Предлагается, чтобы угроза уголовного преследования была нацелена на акт передачи инфекционного заболевания, которое наносит существенный ущерб здоровью, а также на предосудительное поведение, приводящее к подверганию другого лица риску заражения таким заболеванием.

Правовая реформа часто трудоемкий процесс, включающий создание и развитие партнерских отношений, а также оформление свидетельств в аргументы, которые были бы достаточно хороши для того, чтобы убедить разных политиков быть более внимательными к взглядам электората.

Правозащитники продолжают оказывать свое влияние на процесс правовой реформы. В январе 2013 года, Nye Pluss, недавно созданное Норвежское национальное объединение людей, живущих с ВИЧ, опубликовало контрдоказательства к докладу Комиссии.

Также следует отметить влияние соучредителя Nye Pluss, Луи Гей, который сделал открытой компанией (предал огласке) в ноябре 2011 года свой арест и судебное преследование. Хотя передача инфекции была подтверждена, филогенетический анализ исключил его вирус в качестве источника инфекции заявителя. Тем не менее, даже после того, как заявитель отозвал свое заявление, Луи продолжал быть привлеченным к ответственности за потенциальное заражения ВИЧ через оральный секс. Судебный процесс был первоначально запланирован на октябрь 2012 года, но был отложен и перенесен на февраль 2013 года, в день суда прокурор, наконец, снял обвинения и прекратил дело в связи с отсутствием состава преступления.

Оставьте комментарий