Защита прав

Обращения в вышестоящие органы или к вышестоящим должностным лицам

Лучше всего жаловаться по ступенькам, то есть именно непосредственному вышестоящему начальнику, а не президенту РФ на самоуправство мелкого чиновника. Например, на врача всегда можно пожаловаться главному врачу больницы, а на главного врача – в городское управление здравоохранения. Порядок обращения с жалобами в вышестоящую инстанцию регулируется общими нормами.

Для защиты своих прав очень важно научиться правильно составлять письменную претензию и настаивать на письменном ответе. Официальный ответ станет хорошей доказательной базой. Если нарушитель не желает писать, то следует составить запрос в двух экземплярах, один из них передать адресату, который обязан сделать отметку об официальной регистрации входящей корреспонденции. Этот экземпляр будет являться доказательством обращения гражданина к заинтересованному лицу. Принятие письменного обращения является обязанностью официальных лиц. Отказ в регистрации письменного обращения является грубым нарушением законодательства, правил работы с документами. В случае, если должностное лицо отказывается принимать документ, то можно отправить заявление заказным письмом с уведомлением о вручении.

Письменная жалоба должна содержать:

  • наименование и адрес органа (организации или должностного лица, которым она адресована);
  • изложение существа жалобы;
  • подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества;
  • данные о месте жительства.

Жалобы, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат. К жалобе должны быть приложены копии документов, подтверждающих обоснованность жалобы.

Жалобы должны быть рассмотрены в срок до 1 месяца со дня поступления. В случаях, когда для рассмотрения жалобы необходимо провести специальные проверки, истребовать дополнительные материалы либо осуществить иные действия, которые не могут быть проведены в течение вышеназванного срока, срок на разрешение жалобы может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока разрешения жалобы письменно уведомляется лицо, подавшее жалобу.

Нарушение установленного порядка и сроков рассмотрения жалоб, а также преследование граждан в какой-либо форме в связи с подачей жалоб влекут для виновных должностных лиц дисциплинарную ответственность. Те же действия, причинившие существенный вред, в некоторых случаях могут повлечь за собой и уголовную ответственность по ст. 293 УК РФ (халатность) либо по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Если Вы хотите обратиться с жалобой на действие/бездействие медицинских учреждений, органов здравоохранения и отдельных их сотрудников, то обратитесь к нашему юристу.

 

Прокуратура

Этот орган предназначен для надзора за соблюдением всех законов. Так же в установленных случаях прокурор может обращаться в суд в защиту прав и интересов других лиц. Поводом обращения к прокурору является нарушение закона со стороны физических лиц (которое, как правило, влечет уголовную ответственность), так и со стороны представителей органов власти и государственного управления, администрации предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц. Специальных ограничений в плане обращения к прокурору закон не содержит. Единственным условием является факт нарушения закона.

Прокурор не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт и вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение посредством принесения протеста, представления. Руководители и должностные лица, получив от прокурора такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения. Но они могут и не согласиться с позицией прокурора, оставив в силе свое прежнее решение. Тогда прокурор обязан добиться устранения нарушений закона и вправе в порядке защиты нарушенных прав сам обратиться за их защитой с иском в суд.

Закон не устанавливает какой-либо формы обращения (жалобы) к прокурору. Жалобу нужно оформлять, исходя из общих требований к таким документам. Жалоба подается на имя прокурора той административной единицы, в котором находится орган или должностное лицо, нарушающие права граждан. Заявление можно отправить по почте, вручить на личном приеме, передать в канцелярию прокуратуры. В случае отказа районного (городского) прокурора следующее заявление (с приложением полученного ответа) следует направлять вышестоящему прокурору. Прокуратуры есть в каждом городе или районе. Их телефоны и адреса можно узнать в справочных.

Заявление

Описание события, послужившего причиной обращения. Целесообразно, описывая событие (ия) отвечать на вопросы:

  • Кто?
  • Что?
  • Где?
  • Когда?
  • Каким образом?
  • Почему?
  • Зачем?

Это позволит правильно структурировать заявление (обязанности в заявлении давать ответ на все эти вопросы нет).

Целесообразно указать, если нарушены не права заявителя, почему именно он обращается к прокурору. Если есть возможность, можно дать юридическую оценку нарушения (ий). Следует указать, каких действий заявитель ждет от прокурора (восстановить законность, отменить неправомерное решение, привлечь к ответственности и т.п.).

Заявление должно быть подписано и иметь дату составления.

Примечание: Если есть какие-то доказательства причин обращения (статьи в прессе и т.п.) следует их копии приложить к заявлению или указать: где прокурор может их получить. Это поможет ускорить проверку.

В случае отказа районного (городского) прокурора следующее заявление (с приложением полученного ответа) следует направлять вышестоящему прокурору.

Уполномоченный по правам человека

Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению.

С жалобой к Уполномоченному может обратиться любой гражданин Российской Федерации, независимо от того, в каком государстве он находятся. Те, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях могут также направлять Уполномоченному жалобы. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы в качестве первой инстанции. Заявитель должен предварительно предпринять усилия по защите нарушенных прав через суд либо другим порядком. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. В регионах России тоже учреждаются посты Уполномоченных по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также ряд других полномочий.

Жалоба (обращение, заявление) в письменном виде должна сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба направляется Уполномоченному в письменном виде по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47.

Помимо различного рода правовых действий в  защиту прав, в том числе судебных  дел, стратегических тяжб и т.д., есть и другие виды правозащитной деятельности, это прежде всего общественные действия в защиту прав человека. Их суть состоит в использовании различных форм организованного, чаще всего коллективного воздействия на нарушителей прав в виде гражданских акций без использования насилия.

Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»